Ушедший сотрудник желает вернуться. Стоит ли брать тех, кто однажды уже принял решение оставить компанию и как извлечь пользу из желающих “дважды в одну реку”?
Могу вернуться?
Дважды в одну реку, как известно, не войдешь. Поезд уходит, но память остаётся. С ней остаются и эмоции и опыт, полученный от совместного сотрудничества. Нередко люди меняют место работы в поисках места получше да зарплаты повыше. Однако с переменой мест сумма не меняется – сумма навыков сотрудника – хоть его ценность может варьироваться от места к месту и, что главное, от верной профессиональной эксплуатации.
Тут я сделал реверанс в сторону профессионального регулярного менеджмента (пассаж несомненно в сторону школы Александра Фридмана).
На работу “по блату”
Стоит ли брать ушедшего сотрудника, вопрос, несомненно, персональный и касается личности самого человека. Сколь бы много мы ни рассуждали о профессионализме и ценности кадра как обезличенного индивидуума – решение всё равно будет субъективным. Не следует себя обманывать и тратить время – руководитель примет решение, базируясь исключительно на личных качествах и индивидуальном отношении. Если бы это было не так – подавляющее большинство компаний перестали бы держать штат сотрудников что называется “по блату” и набирали коллектив исключительно по профессиональным качествам. Все это чушь несусветная. Везде абсолютно, существуют если не целые отделы, то довольно приличное количество работников, которые попали в компанию отнюдь не за высокие достижения, исключительный профессионализм и соответствие требованиям вакансии. Причем это касается не только малых и средних компаний.
Как-то в 2015 году, работая в Управлении Благосостояния Сбербанка России я был одним из 24 менеджеров в Территориальном Банке Санкт-Петербурга. Каждый из нас управлял продажами от 20 до 40 отделений банка. Это порядка 100 менеджеров по продажам, их руководители и заместители.
За один квартал мы потеряли 1,25 миллиарда рублей комиссионного дохода. Разбираясь в причинах, я узнал, что никто из менеджеров не знает, как правильно оформлять продукт. Из-за того, что тренеры, коучи и учителя с наставниками не знали, как работать в программе – они в десятках своих отделений банков не могли научить ни одного менеджера. В результате из-за отсутствия галочки в чек-боксе наше управление потеряло один с четвертью ярда рублей дохода с одного лишь продукта! А таких продуктов было с десяток. И это в наикрупнейшем банке страны! Естественно, год спустя управление расформировали. Руководители подстелили соломку, найдя работу в теплых креслах бесконечных подотделов и департаментах крупного финансового учреждения частного сектора.
Еще 4 года спустя я занимался отделом продаж, в котором трудился руководитель моего руководителя из того самого вышеуказанного управления. В личной беседе он сказал мне, что все в его отделе работали по знакомству. Гибель была неминуема!
За и против
Взвешивая доводы перед принятием решения, что непременно является полнейшей бессмыслицей, если верить профессору Стэнфордского университета Роберту Сапольски, а после него доктору Курпатову с его бесконечными красными таблетками, ведь если верить вышеуказанным господам, мозг сначала принимает решение, а уж после этого ищет и приводит доводы, которые подтверждают уже принятое подсознательно решение, – любой руководитель будет обдумывать пользу, которую можно извлечь из ситуации.
Опять же независимо от ситуации, предшествовавшей уходу сотрудника, возвращение его же на ту же должность может повлечь изменение его условий работы. Во-первых, ситуация изменилась, вода ушла и что-то могло поменяться. Клиенты, база, направление и куча еще всего. Мотивация, в конце-концов могла измениться. Это зависит от срока отсутствия. Однако, как правило, если ушедший сотрудник желает вернуться, значит, скорее всего, он поддерживает связь с кем-то работающим в компании и в курсе новостей и изменений. Мало того, нередко такие мостики и являются причиной того, что ушедший желает возобновить сотрудничество.
Во-вторых, руководство может выдвинуть условия, существенно отличающиеся от предыдущих. Да, время прошло, да, что-то поменялось и требования рынка корректируют модель работы в действующем отделе. Но что гораздо более вероятно – у руководства сильная карта, у сотрудника слабая. Позиция возвращающегося слабая, он просит, а просящему можно отказать, тем самым еще больше ослабив его. Потому просящим управляют. Просящий действует от слабости (это я уже почти что цитирую Владимира Тарасова и курс Таллинской школы менеджмента).
В-третьих, учитывая первые два пункта, принятие решения будет зависеть от того компромисса, на который вы готовы пойти ради возвращения. Если же ваше руководство не умеет выбить лучшие для себя условия – я бы не рекомендовал бы вам возвращаться – вы будете работать со слабым руководством и ничему не научитесь, а потому ценности вам не прибавится и дороже вы себя не продадите в будущем. Если же вас это устраивает – ваше право. Всегда ведь есть люди, которые работают ради спокойствия, удобства и приятных впечатлений. Надеюсь, это не вы, читающий.
Если вы вернуться хотите вы
Если же лично вы попали в ситуацию, когда задумываетесь о подобном и вернуться хотите вы – я бы рекомендовал бы вам обсуждать это со своим будущим начальством. Принимает решение один, в то время как работать вы будете с другим. Если это так – общайтесь напрямую. Лучше чтобы ваш руководитель хлопотал за вас и выбивал вам условия. Так вы разыграете лучшую карту и получите лучшие условия. Если же нет – вас не особо хотят видеть или же просто не ценят. Хотите ли вы работать в месте, где вас не ценят?
Если же вы обсуждаете возвращение с начальством своего будущего начальства, я вам сожалею. Без сложностей тут не обойтись и вам потребуется время, чтобы наладить отношения. Ни один руководитель не любит, когда его ставят перед фактом ухода или прихода нового сотрудника, если он не принимает в этом участие. В таком случае готовьтесь, что вам снова придется начинать с начала и доказывать свою лояльность, ценность и пользу в текущем коллективе. Позиция эта очень слаба и если вы не высококлассный специалист и что называется штучный товар – вам будет тяжело обнулять все свои заслуги и достижения, опыт и сложившуюся иерархию, потому как независимо от срока отсутствия, вы начнете сначала. А если уж решение о вашем возвращении принял не лично ваш руководитель – а кто-то выше – вы поставили себя в ситуацию действующего через голову. Такого вам никто не простит.
Если вернуться хотят к вам
В ситуации, когда вы управляете отделом и ушедший сотрудник хочет вернуться к вам в отдел, советовать ничего не буду. Вы сами примете решения. Однако напишу в назидание сотрудникам из абзаца выше.
Ваш руководитель будет принимать решение, опираясь на ваш опыт работы, на результаты, на качество и на субъективную оценку работы. Начните диалог с ним, чтобы оценить условия возвращения. Вам следует предоставить информацию, но в то же время не вылить с водой ребёнка, чтобы не оказаться в положении просящего. Идеальным будет сделать так, чтобы ваш потенциальный и бывший руководитель сам предложил это. Если вы умеете сделать ваше решение решением вашего начальства – вам цены нет. Такого сотрудника будут с руками отрывать и держать на лучших позициях. Это мудро и редко встречается, к сожалению.
Дело не в лаврах победителя. Конечно, по практике, кто предлагает, тот и несет ответственность, а с этим и награды победителя. С опытом вы понимаете, что гораздо более мудро пожинать лавры победителя без несения риска ответственности и мудрость принятия решения не в том, чтобы быть в авангарде.
К примеру, мой хороший знакомый, отличный переговорщик и сейлз от бога, действительно нарасхват. Его хотят видеть в ряде крупных финансовых корпораций. За ним охотятся и ему периодически предлагают возглавить отдел в тех или иных банках, страховых и инвестиционных компаниях. Находят его лично, потому что грамотные специалисты – штучный товар и их резюме не публикуется в общедоступных источниках. При таких условиях он выбирает из предложений и отсеивает не интересные. В анализ входит ДМС, стоматология, бонусы, плюшки да коврижки. Он к этому шел довольно долго, хоть и не прямолинейно. Разговор начинается приблизительно так:
– Мы готовы тебя купить, скажи, сколько нам это будет стоить?
– Мне сейчас не интересно ваше предложение.
– Почему?
– В текущих условиях я не вижу рынка ипотеки. Ставка выросла, спрос снизится. Пока что я занимаюсь своей работой и у меня хороший спрос на услуги. Потому пока что я не намерен менять работу. Предлагаю вернуться к разговору через полгода.
Желаю вам стать штучными специалистами, развить свои компетенции до ситуаций, когда вы будете выбирать из предложения, и выдвигать свои условия сотрудничества. Успехов в продажах!