Доводилось ли вам готовить себе смену или учить конкурентов? Интересная ситуация, не правда ли? Какова позиция тренера, попав в ситуацию теории игр, когда необходимо правильно принять решение. Это самая любопытная вещь в бизнесе – выбор стратегии действий.
Когда-то в периоде моего банковского опыта, довелось мне готовить нулевого специалиста в финансовой сфере. Нам предстояло развивать Уральский Федеральный округ. Продажи страхования и страховых продуктов в банковском канале. До того периода я занимался этим на позиции менеджера. Моя коллега была эйчаром.
Дилемма тренера
Я иронизирую над известной стратагемой Теории Игр “Дилеммой заключённого”, когда определяется стратегия поведения каждым из участников ситуации. Мне предстояло подготовить специалиста, с которым в будущем предстояло конкурировать внутри группы. Разделив территорию Свердловской области, мы определили по 40 отделений банка в 4 разных регионах. Предстояло увеличивать показатели.
Я осознавал, что, подготовить худо – означает выиграть в долгосрочной перспективе, ведь слабый конкурент не сможет составить серьезной угрозы в позиционной борьбе, но при этом предстояло дискредитировать себя как учителя. С другой стороны, подготовить специалиста хорошо – означало состояться как тренеру и учителю, обойдя 9 других специалистов, но в долгосрочной перспективе создать себе угрозу и конкурента на пути в турнирной таблице и распределению бонусов квартального и годового плана. Что же я выбрал?
Равновесие без Парето и Нэша
Я выбрал второй вариант. Я предпочел обучить девочку хорошо. Обладая навыками собеседований и управления процессами подбора, я определил достойный коммуникативный навык и понял, что нужно обучить специалиста достойно. Я только лишь начал обучать – 40 отделений банка, прямой и корпоративный канал, менеджеры малого и среднего бизнеса, заместители, руководители, 4 региональных менеджера и управляющих – всего более 100 человек и у моей подопечной аналогичное количество. И если бы я сделал плохого управленца – я бы опускал всю нашу команду развития.
В первый полный квартал она обошла меня. За что я, конечно же, получил втык от руководителя. Мол, как я себе позволяю быть хуже своей же ученицы. На что я парировал – что ее результат, отчасти и моя заслуга, ведь я курировал ее работу. Подготовив себе достойного конкурента я взялся превосходить её результаты.
SWOT-анализ в продажах
Конечно же, глуп тот учитель, который учит всему, что знает, потому, как учит история, чтобы не получить кинжал в спину, необходимо отрастить глаза на затылке! Я знал силы и слабости ученицы. Я её воспитывал.
Второй квартал я оставил позади всю группу из 9 менеджеров и Кристину, конечно же, в частности. С той поры анализ навыков менеджера у меня выходит в среднем за 2-3 дня наблюдений. Я годами отрабатывал навык сокращения циклов для снижения себестоимости и затрат. Вот уже 8 лет я придерживаюсь полугодичных спринтов в своих активностях.
Хочешь узнать, какой ты управленец – посмотри на своих менеджеров через полгода
цитата из какой-то прочитанной мною книги по менеджменту
Альтернативные издержки
Затраты или издержки – альтернативная стоимость, так чаще используется этот термин – это то, чем платишь ты за то, что не делаешь. Я люблю эту категорию в выборе стратегии и поведении, в бизнесе, в жизни, в ежедневных решениях.
От вышеупомянутой Кристины – моей первой ученицы в должности тренера – я услышал в первый месяц ее работы:
Нельзя научить – можно научиться
Кристина )
Я обдумывал довольно долго её слова. В них смысл ее подхода к обучению. Логика доводов – как и мышление в целом – это и есть успех того или иного человека, потому образ мыслей и категории мышления – то, что отличает победителя от рядовой посредственности. То, как вы думаете – определяет вас гораздо больше, чем то, чем вы владеете и чем занимаетесь. Позже еще к этому вернусь…
Так вот, по словам Кристины, ученик должен учиться. Частица “ся” в русском языке означает возвратность действия, то есть, по её словам, учит не она, а учиться сам ученик. Но для чего же тогда она нужна? Это мне было не понятно. Мало того – не приятно! Ведь я все еще чувствовал за неё ответственность. Подобные заявления от моей подопечной меня уязвляли. Надменность я отметил с первых дней.
К слову, я же, наоборот, уверен, что учит учитель, а не ученик сам себя. Потому я несу ответственность за своих учеников и за их знания. Уверен, что сколько людей – столько и мнений, однако, для меня тут существенна позиция тренера! Отвечает ли он за результат, принимает ли он активное участие и несет ли ответственность. В противовес этому, всегда можно перенести ответственность за результат на самого учащегося и винить в неудачах его, а не себя…
Это стало началом моей победы. Выпустив птенца в поле я понял, каким способом обойду его, когда этого потребует ситуация.
Вывод
В спорте, в конкуренции, в бизнесе да и в жизни то, что вы думаете – определяет вас, вашу деятельность, ваши результаты, успехи и достижения. Если вы слабы в мышлении – вы не игрок, вы не ключевая фигура, вами будут играть. Всегда. Только категории и позиции вашего мышления определяют в вас победителя или проигравшего. Добьетесь ли вы успеха или же будете плыть в общем потоке, занимаясь привлечением внимания. Победы, поражения и то, как вы их воспринимаете – такой же ключевой момент воспитания в себе личности. Хотя, порой, нужно видеть победу, проигрывая и жертвуя пешками, временными благами, ради получения долгосрочной перспективы.
С благодарностью Роберту Сапольски, профессору Стэнфордского университета, чьи лекции я часто посещал онлайн и учился биологии поведения, биохимии мозга и механике мышления.