Набрал новую группу. Опять начало. Новые ребята начали обучение. Вкладываюсь, выкладываюсь, вкладываю. Дай, думаю, вечером, черкну пару строк о том, что днём не успел рассказать.
Тема обучения моя любимая
С детства я восхищался манерой обучения, описанной в восточных притчах. О мудрых старцах и учениках, чье обучение заканчивалось, когда учитель находил способ вывести учеников за грань логики. Тогда в притчах ученики обретали прозрение и понимали. Вечно меня манила эта тайна прозрения и способы, которыми учителя добивались этого самого прозрения. Что это такое — думал я — хлопок одной ладони, третий глаз или прочие непонятные мне обороты речи. Думаю, я нашел свои методы.
Учу сына и людей
Когда у меня родился сын, многое стало меняться. Помимо того, что я стал сентиментальнее — на слёзы пробивают мультфильмы с отцами и детьми, с родителями и бабушками и все эти моменты душевных и сердечных близостей, тонких душевных моментов — я почему-то перестал видеть взрослых во взрослых.
В моих отдела продаж — тех, кого я учил — бывали разные возрасты людей. Парни и девушки, женщины и мужчины, подростки и совсем дети. Без снисхождения я отношусь к любому возрасту и не делю по признаку лет людей. Для меня, скорее, важна умственная составляющая и зрелость психологическая. Бывают же мужчины в 18, ровно как и часто встречаются пятидесятилетние мальчики. Возраст и правда лишь цифра.
Мой сын накануне заболел ветрянкой. Весь в пятнах, бедняга, справляется на карантине. Говорю его маме, мол, поддержи его. Очень важно от мамы с папой слышать слова поддержки. Это в будущем будет и его словами, его манерой, его поддержкой своим детям, когда придет их пора переживать сложности жизни.
Решающий момент
Пишу это и понимаю, что в работе, в моём обучении, чаще всего, существенными бывают как раз не те моменты, когда я с маркером у доски, измазанными фломастерами ладонями и, порой, эмоциональными плевками (порой так случается и я плююсь не намеренно) что-то рассказываю о технологии продаж, о методах и способах, бесконечных питчах, матеря скрипты и уничтожая «скриптологию», а крохотные, маленькие, совсем ничтожные моменты по сравнению со всей своей работой секунды или мгновения. И вовсе они не про работу. Они о жизни.
На работе мы делаем общее дело, я учу, вы слушаете. Мы делаем общий процесс. Но учимся мы не в момент обучения. Я уверен, потому как уже тонко чувствую эти моменты. Учеба происходит с глазу на глаз в наиболее тонкие моменты, когда душа и сердце открыто. Это никогда не бывает в момент занятия. Не в момент официального обучения.
Безусловно, эти моменты — официального обучения — дают нужный результат. Вы меняетесь, растёте, берёте в работу нужные и важные приёмы. Но то, что поистине меняет вас, происходит не в момент тренинга.
Так моим другом стал парень из отдела, который попал в аварию и с переломанным позвоночником лежал в коридоре Мариинской больницы, два часа ожидая приёма. До того момента мы ежедневно на работе обсуждали клиентов, ездили вместе, анализировали способы, заходы и звонки. Обсуждали выгорание, я перезажигал, исследуя мотивацию и копая причины, применял разные психологические приемы, в том числе оттачивал новые. Но самым важным, решающим моментом, я считаю, которое повлияло на отношение к клиентам, к работе, к себе, стала не работа, не в рабочее время, не рабочая ситуация. А жизненная.
Момент прозрения
В моих притчах, в моем примере, в работе и общении с теми, кого я учу, решающим моментом становятся лишь несколько секунд, буквально считанные минуты, быть может, за месяц, когда мы общаемся о важном. До того, как в этапах продаж, проходит много времени и меняется несколько разных стадий. Тут я не знаю еще их названия, я нигде не читал об этом, и сам я не придумал этих названий — в момент, когда между учителем и учеником наступает момент доверия, когда ни один из нас не закрывается, не пытается выглядеть лучше, умнее, потому что мы все понимаем, кто мы есть и что мы делаем, когда нам не нужно защищаться или прятаться, потому что равны и едини — тогда мы становимся открытыми для общения. Настоящего человеческого общения, когда сказанное не есть вынужденное, когда мы говорим как два собеседника, два человека, невзирая на разницу в возрасте, росте, должности или статусе — когда всё это становится несущественным и мы открыты к обмену информацией. Поистине важной информацией, искренней.
В этот тонкий момент происходит обмен и укоренение мыслей. В этот момент, я считаю, происходит обучение. В этот момент у меня получается донести нужные слова нужным способом. И нет, это никогда не происходит намеренно, запланировано или специально.
Не могу не вспомнить строки из Священного писания, но что-то там говорится, по типу: придет время и ты найдешь слово и будешь знать, что ответить, что сказать… нет, все же лучше цитату поищу…
не заботьтесь наперёд, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить
Когда-то в 19 лет в армии эти строки мне сильно помогли. Я был на изломе, и искал помощи. Мне нужна была сила. Психологически. Было страшно. И да, я не постеснялся поискать помощи в библии. Все же книгу почитают уже более 2 тыс. лет.
Другой мой кумир — Джон Мильтон — писал к английскому парламенту, что умный человек и в глупой книге найдет, что почерпнуть, в то время как глупый и из умной книги ничего полезного не вынесет. Потому, учитывая все выше сказанное, хочу лишь закончить следующим: момент ли обучения, уровень доверия, готовность или не готовность к обучению, полный или пустой сосуд — все это форма и все это мелочи, — обучение происходит тогда, когда оба к этому готовы. Когда есть учитель — найдется и ученик. Когда ученик готов — появляется и учитель. В разной форме, разным способом.
А быть человеком, помогать друг другу, поддерживать и, порой, подкалывать друг друга — нужно всегда. Особенно в крепком дружном коллективе!