Проблематика
Свой первый тренинг в качестве тренера я прошёл на 3-м году профессиональной деятельности в 2017 г. До той поры я учился по книгам. И проводил свои обучения больше по наитию, по интуиции на голом энтузиазме. Основным и ключевым моментом после тренинга стал Цикл Колба.
Разбиение тренинга на этапы, подобно технике продаж: каждая ступень со своей целью, задачами и инструментами. Гораздо позже я начал знакомиться с методами обучения Лозанова, Шехтера и пр. помимо тех, что у всех на слуху. Так, получив третье высшее в Московском Гос Пед Универе, я разработал свой метод, который успешно применяю в обучении и поныне.
Правда, что учиться никогда не поздно, но не правда, что в любом возрасте это легко!
Так, методика обучения людей сильно отличается. На это влияет бэкграунд: какой опыт в изучении имеет тот или иной человек. Правда, что учиться никогда не поздно, но не правда, что это в любом возрасте легко! Однозначно легко, если вы учились ранее и имеете опыт в освоении нового материала. Совсем иным образом выглядит ситуация для тех, кто в возрасте начинает переучиваться и садиться за книжки, прибегать к тренингам, семинарам или же иным преподавателям без опыта и тренировки когнитивных способностей.
Обстоятельства
Когда на обучение толкает среда — сокращения, автоматизация, желание поменять среду и сферу деятельности, что чаще всего бывает с возрастом и на этапе зрелости личности, когда семья и карьера уже состоялись, а желание не пропадает — тогда люди приходят к мысли, что им предстоит снова сесть за учебники. Не у всех школьная скамья ассоциируется с удовольствием и освоением гранита науки. Еще и поэтому взрослые избегают ситуаций, которые намеренно погружают их и возвращают в позицию школьника за партой.
По опыту обучения в 20 последних кампаниях за несколько прошедших лет, 1-2 человека из 10 реально изучают материал, а открытых и готовых к освоению новых знаний и того меньше
Когда же личность здраво и зрело подходит к процессу обучения — другое дело. Желающий — лучший ученик, учитель которого всего лишь даёт инструмент и объясняет, как его использовать. Зачастую, на практике, хотят, реально хотят учиться единицы. По опыту обучения в 20 последних кампаниях за несколько прошедших лет, 1-2 человека из 10 реально изучают материал, а открытых и готовых к освоению новых знаний и того меньше.
Реальность
Отсюда появляется необходимость изобретать велосипед или же, вернее, электромобиль, потому как крутить педали современные ученики не горят желанием. Потому приходится разрабатывать интересные способы подачи материала, игры и интерактив. Ведь если спустя 3-5 минут интерес слушателей угаснет — следующие 3-5 минут слушатель проведет в смартфоне.
Тенденция времени, однако с ней не возможно не считаться. Оттого современному тренеру приходится учиться говорить меньше. И это не только влияние времени. Мое любимое изречение одного римлянина:
Чаще поворачивай свой стилус
Квинт Гораций Флакк
Стилусом в ту пору называли подобие ручки, которой чертили по вощенной доске. Разворачивая стилус, римляне стирали написанное, а потому семантика данного афоризма диктует чаще задумываться о написанном, фильтровать речь и в целом, думать перед тем, как делать.
Азиатские, в частности древнекитайские мыслители, на этот счёт рекомендовали исходить из сил и слабостей ученика. Вот тут уж позволю себе маленько поиронизировать, однако, если учить всех без разбора одному и тому же — результата не будет — всё равно каждый поймет по-своему, а знание будет рассеяно и развеяно без результата! Учить нужно каждого тому, что именно ему больше всего нужно!
А для этого необходимо умение увидеть силы и слабости ученика. Этому бизнес-тренеров не учат 😉